Исследовательский центр
«Русское поле»
По любым вопросам и предложениям
По вопросам колл-центра
Заказать исследование
Благотворительная акция «Дети вместо цветов»
Выборка
1600 респондентов, репрезентативна по полу, возрасту в рамках РФ и федеральных округов в частности, а также по типам населенных пунктов по численности населения — в рамках РФ. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,44%.
Методология
Всероссийский телефонный опрос.
Дата
18-20 августа 2025
Совместно с Благотворительным фондом «Дом с маяком» и Фондом помощи хосписам «Вера» мы провели всероссийский опрос, в котором выяснили отношение россиян к ежегодной акции «Дети вместо цветов» — благотворительному проекту по сбору средств для тяжелобольных детей.
Школьники в семье
31% респондентов сообщили, что в их семье есть школьники или дети, которые пойдут в школу с 1 сентября, тогда как у 69% детей такого возраста нет. Чаще остальных о школьниках в семье заявляли респонденты в возрасте 30-44 лет.
Расходы на подготовку к школе
Три четверти родителей школьников (76%) указали предполагаемую сумму расходов на подготовку к учебному году. Чаще всего суммы составляют от 11 до 20 тысяч рублей — так ответили 33% опрошенных. До 10 тысяч рублей чаще готовы тратить мужчины, респонденты 45−59 лет, обеспеченные и с высшим образованием. В диапазон 11−20 тысяч чаще укладываются женщины, молодёжь до 30 лет и часть респондентов 45−59 лет с высшим образованием. Сумму 25−30 тысяч рублей чаще называют женщины до 30 лет, малообеспеченные и без высшего образования. Наибольшие расходы — от 35 до 100 тысяч рублей — характерны для мужчин, респондентов 30−44 лет и людей без высшего образования. Четверть родителей не смогла назвать точную сумму будущих расходов.
Покупка цветов учителям
Цветы классному руководителю к 1 сентября собираются купить 55% родителей школьников, треть этого делать не планирует, а у 6% в классе будет один общий букет. Чаще всего цветы учителям детей намерены дарить респонденты до 30 лет, а реже всего — респонденты 45−59 лет.
Мотивы дарения цветов
Треть родителей объясняют покупку цветов традицией и привычкой, 16% - выражением благодарности и уважения к учителю. Ещё 7% собираются подарить другой подарок, в том числе деньги, считая цветы неактуальными. По 6% респондентов говорят о желании порадовать учителя, дарят выращенные самостоятельно цветы или принципиально не покупают букеты, считая их бессмысленной тратой.

Мужчины и молодёжь до 30 лет чаще называют традицию причиной покупки цветов, женщины, респонденты до 30 и старше 60 лет, а также обеспеченные — жест благодарности. Женщины старше 45 лет и люди с высшим образованием чаще отмечают желание порадовать учителя. Дарить другой подарок вместо цветов предпочитают 45−59-летние респонденты с высшим образованием и хорошим достатком. Принципиально не дарят цветы чаще всего люди 30−44 лет и обеспеченные.
Сумма расходов на цветы
Среди родителей, которые собираются покупать цветы, 95% назвали сумму. Наиболее популярный диапазон — от 1200 до 2000 рублей, такой ответ дали 35% респондентов. До 500 рублей чаще готовы потратить женщины старше 30 лет, малообеспеченные и без высшего образования. Мужчины и респонденты 30−44 лет чаще называют сумму 600−1000 рублей. Самые дорогие букеты — свыше 2500 рублей — чаще собираются дарить молодые родители до 30 лет, обеспеченные и с высшим образованием. Средняя сумма покупки составила 2183 рубля, медиана — 1500 рублей.
Благотворительная акция «Дети вместо цветов»
Каждый десятый родитель школьника участвовал в акции «Дети вместо цветов», четверть знают о ней, но не участвовали, две трети родителей школьников не знакомы с этой инициативой. Чаще всего участие в акции отмечали женщины, респонденты 30−59 лет, люди с высшим образованием и хорошим достатком, а также те, кто тратит на школьные сборы от 35 до 100 тысяч рублей.
74% родителей школьников скорее согласились бы подарить учителю один букет от класса, а оставшиеся деньги направить на благотворительность. Каждый пятый родитель не поддержал бы такую идею. Чаще всего согласие выражали женщины, респонденты старше 60 лет, люди без высшего образования и те, кто планирует потратить на сборы 11−20 тысяч рублей.
Среди родителей, не согласных заменить цветы благотворительностью, более трети объясняют свою позицию недоверием к благотворительным организациям. По 18% считают, что благотворительность – личное дело каждого или что помощь больным детям должна обеспечиваться государством и их родителями.
Благодарим всех, кто принимал участие в исследовании, ознакомился с ним и распространил в средствах массовой информации и социальных сетях!
Поддержать нашу работу можно тут