Исследовательский центр
«Русское поле»
По любым вопросам и предложениям
По вопросам колл-центра
Заказать исследование
Потребление алкоголя и табака в России: повседневные практики и восприятие
Выборка
1600 респондентов, репрезентативна по полу, возрасту в рамках РФ и федеральных округов в частности, а также по типам населенных пунктов по численности населения — в рамках РФ. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,44%.
Методология
Всероссийский телефонный опрос. Контроль за качеством сбора данных осуществлялся при помощи аудиозаписей интервью для 100% массива.
Дата
15-22 июля 2025
Употребление алкоголя
59% россиян сообщили, что употребляют алкоголь — это на 5 процентных пунктов больше, чем в августе 2023 года. При этом 39% делают это не чаще нескольких раз в месяц, а 20% — хотя бы раз в неделю. Доля полностью воздерживающихся от алкоголя снизилась до 39% (−6 п.п.).

Чаще о регулярном потреблении алкоголя (раз в неделю и чаще) говорят мужчины, респонденты с доходом свыше 100 тыс. рублей на человека и жители Северо-Западного федерального округа. Отказ от алкоголя чаще характерен для жителей малых населённых пунктов, женщин, россиян старше 60 лет, людей без высшего образования и тех, чей доход не превышает 20 тыс. рублей.
Предпочтения в алкоголе
Среди употребляющих алкоголь наиболее популярны вино и шампанское (46%), а также пиво и пивные напитки (44%). Реже называют водку (20%), коньяк (19%) и виски (11%). Респонденты также называли самогон (6%), наливки и настойки (3%), барные коктейли (2%), мартини/вермут (2%), ликер (2%), джин (2%) и ром (1%). Остальные виды алкоголя (бальзам, текила, портвейн и др.) назвали менее чем по 1% респондентов.

Вино чаще выбирают женщины, россияне старше 45 лет и респонденты с доходом от 65 до 100 тыс. рублей на человека в семье. Пиво более популярно у мужчин, людей до 45 лет и тех, чей доход составляет от 35 до 100 тыс. рублей. Водку чаще упоминают мужчины старше 45 лет, россияне без высшего образования и с доходом 20−35 тыс. рублей. Коньяк — мужчины старше 60 лет с доходом свыше 100 тыс. рублей. Виски чаще выбирает молодёжь (18−29 лет) и респонденты с высоким доходом. Самогон популярнее среди жителей сёл, людей в возрасте 45−59 лет и с низким уровнем дохода.

Вино наиболее популярно в Москве и Санкт-Петербурге, пиво — в Сибирском Ф О, водка — в Северо-Западном, Северо-Кавказском и Дальневосточном округах, коньяк — в Северо-Западном, а виски — в Дальневосточном. Самогон чаще упоминается в Центральном Ф О.
Курение
Курят 28% опрошенных россиян — это на 6 п.п. меньше, чем годом ранее. Из них 21% предпочитают сигареты (−3 п.п.), 8% — вэйпы, электронные сигареты, устройства glo и IQOS (−3 п.п.). Ещё 1% курит кальян. Остальные виды курения (трубка, сигары, самокрутки и др.) встречаются реже 1%.

Привычка курить чаще есть у мужчин, респондентов младше 45 лет (особенно в группе 18−29 лет, где доля курящих достигает 47%), людей без высшего образования и тех, чей доход превышает 60 тыс. рублей на человека. Сигареты чаще выбирают мужчины 30−44 лет. Электронные устройства предпочитают молодёжь и люди с доходом свыше 60 тыс. рублей.
Стоимость пачки сигарет
Большинство курящих приобретают сигареты в ценовом сегменте 110−200 рублей за пачку. Еще 24% покупают сигареты за 210−300 рублей, 7% — за 100 рублей и меньше. Лишь 3% выбирают сигареты стоимостью 310−400 рублей. Средняя цена составила 191 рубль, медианная — 190 рублей.

Сигареты до 100 рублей чаще покупают пожилые респонденты (60+) и люди с доходом менее 20 тыс. рублей. Ценовой сегмент 110−200 рублей наиболее популярен среди жителей малых населенных пунктов и россиян 45+ лет. Сигареты стоимостью 210−300 рублей чаще выбирают жители городов, молодежь до 45 лет, люди с высшим образованием и с доходом от 35 до 60 тыс. рублей, а также от 100 тыс. и выше. Самые дорогие сигареты (от 310 рублей) чаще выбирают молодые респонденты до 30 лет и потребители с доходом свыше 65 тыс. рублей.

Наиболее высокая средняя цена за пачку наблюдается среди молодежи 18−29 лет (213 рублей) и людей с доходом выше 100 тыс. (233 рубля). Самая низкая цена — у людей 60+ лет (168 рублей) и у тех, чей доход ниже 20 тыс. (172 рубля).
Восприятие курения
Чуть более половины россиян отмечают, что курение обычных сигарет поблизости не вызывает у них негативных эмоций. Примерно 40% заявляют обратное. Негативно на курение чаще реагируют женщины, пожилые (60+), некурящие и люди с высшим образованием. Не испытывают негатива чаще мужчины, люди моложе 60 лет, курящие и респонденты с высоким доходом (свыше 100 тыс. рублей).
Схожая картина наблюдается и в отношении вэйпов и аналогичных устройств: 52% опрошенных россиян не испытывают негатива, а 42%, наоборот, относятся отрицательно. Негативные эмоции чаще возникают у женщин, респондентов старше 45 лет, людей с доходом ниже 20 тыс. рублей и тех, кто не курит. Отсутствие негатива чаще отмечают мужчины, молодёжь до 45 лет, жители городов, курящие и респонденты с доходом выше 60 тыс. рублей.
Некурящие россияне в несколько раз чаще, чем курящие, сообщают о негативных эмоциях при курении рядом. При этом обычные сигареты вызывают большее раздражение, чем электронные. Примечательно, что почти каждый четвёртый курящий сигареты испытывает негативные эмоции, когда рядом кто-то курит электронные устройства. То же самое наблюдается и в обратную сторону — четверть курящих электронные сигареты негативно воспринимают курящих бумажные сигареты.
Благодарим всех, кто принимал участие в исследовании, ознакомился с ним и распространил в средствах массовой информации и социальных сетях!
Поддержать нашу работу можно тут